theme-sticky-logo-alt
theme-logo-alt

Этика вне морали: современный немецкий гуманизм

Коростиченко Е.И.

В статье критически осмысляется этический компонент концепции эволюционного гуманизма, получившей новое прочтение в работах современного немецкого философа и критика религии Михаэля Шмидта-Саломона. Привлекая результаты современных исследований биологических наук, он дает собственную трактовку социально-биологическому смыслу альтруизма и эгоизма в формировании человеческой этики. Обращаясь к философскому наследию, он находит подтверждение своей теории в этике Эпикура, который обнаруживает в природе человека связь альтруизма и эгоизма, и видит в последнем корни альтруистического поведения. Развивая идею о просвещенном гуманизме, Шмидт-Саломон представляет собственную альтернативу десяти библейским заповедям в форме рекомендательных предписаний человеку для счастливой жизни. В его концепции также можно найти собственное понимание категорического императива. Он представляет собой в несколько измененной форме принцип марксистского гуманизма: «низвергнуть все отношения, в которых человек представляется как униженное, порабощенное, покинутое, одинокое существо». Особое внимание в статье уделено авторскому подходу размежевания морали и этики. Декларируемая этика эволюционного гуманизма не основывается на каких-либо нормах поведения. Она рассматривает лишь случаи, когда возникает конфликт интересов двух и большего количества индивидов, и имеет своей целью «справедливое» разрешение таких конфликтов. Шмидт-Саломон постулирует ненужность морали при подобном построении этики. Как некоторые следствия из этого приводятся право человека на самоопределение, сходные права животных. Также рассматривается критика Шмидта-Саломона в отношении религиозной этики. Отмечена значительная противоречивость этической концепции эволюционного гуманизма. Так, показано, что помимо утилитаристкой этики, ограничивающейся конфликтами интересов, она включает в себя и вполне деонтологические утверждения, и развернутую этику добродетели.

etika-vne-morali-sovremennyy-nemetskiy-gumanizm

Предыдущая статья
Этика отношения к животным и критика христианского антропоцентризма в философии Питера Сингера
Следующая статья
Критическая теория религии Эриха Фромма: от мессианского иудаизма до радикального гуманизма
15 49.0138 8.38624 1 1 4000 1 https://neverie.ru 300 0