Этика отношения к животным и критика христианского антропоцентризма в философии Питера Сингера
Коростиченко Е.И.
В статье рассматривается этическая концепция П. Сингера в отношении благополучия животных, и органично связанная с ней критика особого статуса человека в христианской традиции. Сингер создал собственный проект утилитаризма предпочтений, в который встроил животных как равных человеку моральных субъектов. Таким образом он ставит под сомнение христианский антропоцентризм: человек в его системе этики принципиально имеет то же моральное значение, что и многие животные (например, большинство млекопитающих и птиц). Философ критикует христианскую этику за то, что она наделяет человека особым моральным статусом, несмотря на то что некоторые представители человеческого вида уступают в морально значимых характеристиках (сознание, самосознание и рациональность) некоторым полноценным представителям других видов. Сингер признает уникальность всех видов, выступая против спесишизма (видовая дискриминация). Спесишизм, по Сингеру, уходит своими корнями в две традиции: иудаизм и греческую философию. Эти корни соединяются в христианстве, которое определило западное (пренебрежительное) отношение к животным. Анализ традиции, на которую явно и неявно опирается Сингер, показывает, что развиваемая концепция прав животных тесно связана с просвещенческим взглядом на их природу, восходящим к Жюльену Офре де Ламетри, и её довольно сложно примирить с положениями христианства. Этика Сингера — продукт эпохи Просвещения, вобравший в себя ее материалистический и антирелигиозный потенциал. Сингер предлагает новый тип этики, который призван заменить христианскую этику «святости человеческой жизни». Признание за животными такого же морального статуса, как и за человеком — интегральная часть этой новой этики.
etika-otnosheniya-k-zhivotnym-i-kritika-hristianskogo-antropotsentrizma-v-filosofii-pitera-singera