theme-sticky-logo-alt
theme-logo-alt

 

Неверие в мегаполисах России («Формы консолидации неверующих в Москве и Санкт-Петербурге, их влияние на духовную культуру России») – это исследовательский проект, поддержанный РФФИ No18-311-00114 и выполненный научными сотрудниками Института философии РАН.

В рамках проекта исследуется особое мировоззренческое и социокультурное явление – свободомыслие в отношении религии. Это мировоззренческое явление мы рассматриваем и как организованное (т.е. союзы, общества, организации неверующих), и в форме неорганизованной секулярной среды.

Свободомыслие в отношении религии – термин, используемый нами в качестве зонтичного. Он объединяет людей, признающих себя атеистами, агностиками, скептиками, трансгуманистами, материалистами и т.д.

Свободомыслящими [в отношении религии] мы называем тех, кто в своих взглядах отказывается от ориентации на религиозные авторитеты, будь то тексты, лица или организации.

Основой свободомыслия в отношении религии являются специфические черты мировоззрения человека, которые отличают мировоззрение свободомыслящего от религиозного мировоззрения. Среди таких черт, в первую очередь, можно выделить неприятие ключевых религиозных догм и основных положений о существовании сверхъестественного. С этим связано стремление построить мировоззрение, описывающее и истолковывающее наблюдаемые факты без привлечения сверхъестественного.

Свободомыслие в отношении религии включает в себя самые разные формы: от безразличия к религии (религиозного индифферентизма) до атеизма. Оно может иметь различную ценностную ориентацию: от гуманизма до религиозного нигилизма, проявляться на разных уровнях (стихийном, обыденном, и теоретическом).

Так или иначе, понятие «свободомыслие в отношении религии» очень часто связано с критикой религии и религиозных организаций.

Если для изучения религиозности разрабатывается все больше инструментов и способов наблюдения, интерпретаций и анализа, то свободомыслие в отношении религии сравнительно редко становится объектом исследовательского интереса. Отсутствуют специальные исследования, посвященные анализу деятельности организованного российского свободомыслия. Между тем, очевидно, что без объективного анализа различных форм свободомыслия в отношении религии невозможно сформировать целостное понимание процессов, происходящих в обществе.

Свободомыслие в России не знает «единого центра», а существует во множестве вариантов. Они сильно разнятся в зависимости от ориентации самих свободомыслящих. Стремясь выделить и исследовать «ядро» российского свободомыслия, мы обратили внимание в первую очередь на организации и движения свободомыслящих, а также на сообщества, сложившиеся вокруг них.

В России центрами политических и антирелигиозных мероприятий являются главным образом Москва и Санкт-Петербург, поэтому объектом нашего исследования стали свободомыслящие, проживающие в этих городах.

Мы рассмотрели наиболее крупные, известные и активные организации Москвы и Санкт-Петербурга: фонд «Здравомыслие», Общество «АТОМ», «Российское гуманистическое общество», «Атеисты России», «Общество скептиков», движение «За парк Торфянка!», «Российское движение трансгуманистов».

Для изучения ключевых особенностей организаций свободомыслящих было проведено интервьюирование их лидеров и значимых активистов. Представленные на сайте интервью (раздел Интервью), помогут получить больше сведений о теоретической и практической деятельности сообществ свободомыслящих в современном российском мегаполисе.

Также был проведен полуформализованный опрос в форме онлайн-анкетирования атеистов, гуманистов, агностиков, свободомыслящих и других представителей секулярной среды, как входящих в организации, так и не принадлежащих к ним. После отсеивания респондентов по месту проживания и мировоззрению, была сформирована выборка из 669 человек, проживающих в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и выбравших один из предложенных нами вариантов мировоззренческой самоидентификации, кроме варианта «Другое». Подробнее с результатами количественного исследования можно ознакомиться в разделе Инфографика.

Часть полученных результатов уже легла в основу научных публикаций коллектива. Ознакомиться с ними можно в разделе Статьи.

Приведенная на сайте информация не имеет своей целью пропаганду неверия или, напротив, веры в Бога, дискредитацию религиозного или нерелигиозного мировоззрения. Мы стремимся к популяризации результатов религиоведческого исследования. В своей работе коллектив руководствовался принципом научной объективности.

Мы надеемся, что исследователей из разных областей ознакомление с материалами нашего сайта сподвигнет к дальнейшим исследованиям важной, актуальной и крайне интересной области религиоведения – свободомыслия в отношении религии.

Несмотря на то, что проект завершен, работа над проблемами, которые он затрагивает, продолжается. Мы будем рады вопросам, предложениям, критическим отзывам о нашей работе: info@neverie.ru

Руководитель и автор проекта,
Екатерина Коростиченко

Предыдущая статья
Валерий Кувакин: Гуманизм – это не борьба за власть, это защита человечности человека и всего его морального и иного позитива
Следующая статья
V Конгресс российских исследователей религии «Религия и атеизм в XXI веке»
15 49.0138 8.38624 1 1 4000 1 https://neverie.ru 300 0