Христианский взгляд на обращение с животными: критика П. Сингера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 104. С. 46-67.
Коростиченко Е.И.
Аннотация
П. Сингера называют одним из самых влиятельных ныне живущих философов в мире, но при этом одним из самых противоречивых. Автор «Освобождения животных», «Практической этики», «Голода, изобилия и морали» создал собственный проект утилитаризма предпочтений, в который встроил животных как равных человеку моральных субъектов. Таким образом он поставил под сомнение христианский антропоцентризм: человек в его системе этики принципиально ничем не лучше шимпанзе или собаки. Сингер признает уникальность всех видов, выступая против спесишизма (видовая дискриминация). Этика Сингера представляет собой совершенно независимое от религии образование. Поднимая вопросы, связанные с абортами, эвтаназией, правами животных и т.д., философ не мог не оказаться в конфронтации с христианской этикой и религиозным мировоззрением в целом. Религия, особенно христианство, играет заметную роль в его творчестве, поскольку многие положения христианства: особое положение человека в мире природы, отношение к святости жизни, он считает морально проблематичными. В статье анализируются критические тезисы Питера Сингера в отношении христианской религии, включая христианскую этику. Второй раздел посвящен рассмотрению ответной реакции ряда современных религиозных мыслителей на критику Сингером христианства. В заключении подвергаются разбору аргументы обеих сторон, выявляются их сильные и слабые стороны с привлечением широкой традиции противостояния светского и религиозного мировоззрения. Завершается работа общими выводами о состоятельности критики религии П. Сингера. Несмотря на то, что критика религии сильно интегрирована в работы философа, она не является их лейтмотивом. Скорее выступает инструментом для продвижения его позиции по абортам, эвтаназии, правам животных и т.д. Негативное отношение к религии имеет корни в раннем знакомстве Сингера с Библией и несчастливом прошлом его семьи (двое дедушек и бабушка философа погибли в концлагерях). Вопрос о бессмысленности страданий во многом определил философию и практическую этику мыслителя. В полемике с теологами он чаще всего прибегает к аргументу от зла. Аргументация Сингера против религии ограничена, сводится к проблеме бессмысленности страданий, дилемме Евтифрона, критике святости жизни, «владычества» человека над природой. За исключением развернутого анализа предвзятости христианства по отношению к животным, критика не является оригинальной.
article_2975_date_1671632484