theme-sticky-logo-alt
theme-logo-alt

Илья Ульянов: Атеизм особенно ярко проявляется в тех странах, где церковь фактически сливается с госструктурами

Илья Ульянов – председатель Центрального совета Атеисты России, зампредседатель Центрального комитета партии Коммунисты России

Интервью приводятся как исходные материалы научного исследования, в целях его объективности, и не имеют своей целью пропагандирование выражаемых в них идей. Мнение интервьюируемых не соотносится с мнением авторов проекта и редакции сайта.

Екатерина Коростиченко: Какова история создания организации «Атеисты России»? Как связаны между собой партия «Коммунисты России» и общественная организация Атеисты России?

Илья Ульянов: Организация «Атеисты России» возникла по инициативе партии «Коммунисты России», но половина ее членов – беспартийные. В организации могут быть и атеисты некоммунистических взглядов, главное – научное мировоззрение. Глава общества – заместитель Председателя ЦК КПКР И.М. Ульянов, но это никак не сказывается на повседневной деятельности организации в плане идеологии. Общее для всех – борьба за право научно мыслить, не зависеть от влияния религиозных институтов.


Е.К: Считаете ли Вы, что «Атеисты России» являются преемником Союза воинствующих безбожников 20-40-х гг. XX века?

И.У: Нет, мы так не считаем. Наша организация за диалог с верующими, за конструктивную дискуссию с ними. В рядах «Атеистов России» есть и воинствующие атеисты, а есть и вполне дружественно настроенные к верующим люди. Можно сказать, что «Атеисты России» объединяет всех тех, кто настаивает на исполнении 14 статьи Конституции (РФ – светское государство, никакая религия не является государственной и др.); изменении 28 статьи Конституции (гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и др.); выступает решительно против могущества религиозных институтов и корпораций.


Е.К: Есть ли у организации фиксированное членство? Сколько людей в обществе на данный момент? Расскажите, о тех, кто активно участвует в деятельности организации. Кто эти люди? Чего они хотят добиться, вступая в общество?

И.У: У нас фиксированное членство. На данный момент в организации 3000 членов. В основном, это граждане от 20 до 50 лет, имеющие полное среднее или высшее образование. По социальному составу – это рабочие, работники сферы услуг, офисные сотрудники, фрилансеры, студенты, учащиеся, пенсионеры, представители малого бизнеса. Они консолидируются в рядах «Атеистов России», поскольку их возмущает не прекращающееся в последние годы наступление РПЦ, религиозных институтов ислама на образование и культуру, ультимативные требования религиозных институтов регламентировать культурную, общественную и частную жизнь человека, бизнес-активность религиозных институтов, ползучая теократизация России.


Е.К: Можно ли сказать, что основная направленность организации – антиклерикальная деятельность? Насколько активно эта деятельность осуществляется сейчас? Можно ли говорить о некотором спаде активности организации после 2017 года?

И.У: Антиклерикализм – это основное содержание деятельности. После 2017-го года была некоторая реорганизация, но сейчас «Атеисты России» действуют очень активно. Группы в соцсетях, сайт организации обновляются практически ежедневно. Проходят круглые столы, акции протеста. Так, например, готовится акция против нового министра культуры Ольги Любимовой. «Атеисты России» считают, что новый министр абсолютно ангажирована РПЦ и не сможет работать с теми деятелями культуры, которые не связывают свое творчество с догматами церкви.


Е.К: Какие проекты «Атеистов России» Вы выделили бы как особо успешные на протяжении всей истории ее существования? Готовятся ли организацией новые акции?

И.У: Сейчас активно формируются отделения «Атеистов России» в регионах. К концу года процесс будет полностью завершен. «Атеисты России» предложили поправки в новую Конституцию, настаивая на том, чтобы права атеистов, научно мыслящих граждан были в ней защищены особенным образом.

Е.К: Занимается ли организация деятельностью по привлечению дополнительных средств (продажа печатной продукции, организация мероприятий и т.д.)?

И.У: В связи с расширением рядов организации сейчас такая деятельность планируется. Во всяком случае, организация изготовила атрибутику для региональных отделений.

«
Е.К: В краткой справке об организации «Атеисты России» указано, что она защищает права «научно мыслящих граждан». Речь идет о научном атеизме или рациональном мышлении в целом? Всегда ли, на Ваш взгляд, атеисты мыслят научно? Как Вы относитесь к стихийным (обыденным) атеистам? Открыты ли двери Вашей организации для них?

И.У: Организация старается более либерально подходить к вопросу членства. Всякий, кто недоволен попыткой религиозных институтов диктовать обществу правила, приобретать экономическое влияние, кто считает себя антиклерикалом и мыслит материалистически, принимается в организацию.


Е.К: В разделе «Цель, предмет, виды деятельности» устава организации указано, что она объединяет и координирует работу атеистов. Почему организация ограничивается только атеистами? Готовы ли «Атеисты России» объединить также гуманистов, скептиков, антиклерикалов (среди которых есть и верующие) и прочих неверующих?

И.У: По этому вопросу сейчас в организации ведется дискуссия. В мае этого года мы планируем провести съезд, на котором будут вноситься изменения в Устав организации.


Е.К: Можно ли назвать атеизм крайней формой свободомыслия в отношении религии? Кто такой свободомыслящий, на Ваш взгляд?

И.У: Свободомыслящим является гражданин, который формулирует отношение к окружающему миру, исходя из собственного жизненного опыта, научных знаний и сформировавшейся у него на базе отечественной и мировой культуры морали, принципов, нравственности, а не исходя из указаний, запретов и догматов религиозных институтов.


Е.К: Существуют ли, на Ваш взгляд, в России люди или группы людей, критически осмысляющие деятельность церкви? Что для Вас свидетельствует об этом? Какими способами/средствами они выражают свою точку зрения?

И.У: Судя по комментариям в соцсетях, таких людей все больше. Можно прямо сказать, что до 60% участников акций левой и правой оппозиции не довольны тесным альянсом между церковью и властью. Все больше новостей в Сети о скандальном нарушении церковниками канонов своих конфессий. Этому свидетельствует настрой блогеров и СМИ, а значит, и общества. Напряженность в отношениях общества и церкви нарастает, и задача «Атеистов России» — добиться цивилизованного мирного и законного разрешения этих противоречий.


Е.К: Как изменилось содержание этой критики за последние 10 лет? Скажем, десять лет назад критиковали за одно, теперь за другое.

И.У: Суть критики не изменилась, критикуем за стремление к богатству и за попытку контролировать общество, «запрещать и не пущать».


Е.К: Как изменились способы/средства выражения критики по отношению к церкви в России за последние 10 лет? В чем это проявляется? Стали люди выражать своё мнение свободнее/осторожнее?

И.У: После принятия пресловутого закона «О защите чувств верующих», не уравновешенного законом о защите прав атеистов, критика в адрес церкви высказывается более осторожно. Но в последнее время скандалов с деятелями церкви столько, что люди уже не боятся высказывать критику. Пример – Дагестан, где после запрета женщинам посещать бассейн в Каспийске женщины обратились в СМИ и в прокуратуру.


Е.К: Нередко те, кто критически настроен к церкви, критикуют также и государство. Как часто это совпадает и не совпадает? В чем Вы видите причины этого?

И.У: Почти всегда совпадает, поскольку капиталистическое государство строит свою вертикаль, опираясь на псевдорелигиозные ценности, и учитывает влияние религиозных институтов четырех традиционных конфессий.


Е.К: Неверующий, по-Вашему, должен ли обязательно придерживаться коммунистических взглядов?

И.У: Нет, мы так не считаем.


Е.К: Нужна ли в России некая зонтичная организация, которая объединила бы организации свободомыслящих – атеистов, гуманистов, скептиков и др.? Какова должна быть форма этой организации: политическая партия или мировоззренческое сообщество? Если политическая партия, то какой направленности? Стремятся ли «Атеисты России» стать единым центром для борьбы с клерикализацией?

И.У: Об этом в нашей организации ведутся дискуссии. Это должна быть общественная организация. Но в России должна существовать и политическая партия, которая будет защищать права свободомыслящих. На данный момент в нашей стране – это только партия «Коммунисты России». Это одна из наших основных задач.


Е.К: Есть ли у атеизма будущее в России и в мире?

И.У: Будущее атеизма напрямую связано с развитием науки и техники, развитием институтов гражданского общества. Атеизм особенно ярко проявляется в тех странах, где церковь фактически сливается с госструктурами.


Е.К: Какие российские/международные организации, объединяющие неверующих, Вы знаете? Как Вы оцениваете их деятельность?

И.У: К сожалению, мы не видим пока в России активности подлинно атеистических объединений. «Атеисты России» – полноценная организация, имеющая государственную регистрацию. Таких немного.


Е.К: С какими организациями (российскими, зарубежными) сотрудничают «Атеисты России», будь то политические партии или мировоззренческие организации?

И.У: «Атеисты России» сотрудничают с такими организациями, как КПКР, ВЛКСМ, Профсоюз медработников РФ, так же мы знакомы с украинским обществом «Разум».

КПРФ на сегодняшний день потеряла идеологический стержень коммунистической партии, целиком и полностью отошла от принципов марксизма, что привело ее к вырождению и идеологической деградации. Это повлекло за собой такие явления как не просто «заигрывание» с РПЦ, а взаимовыгодная работа этих двух организаций. Именно по причине того, что КПРФ и РПЦ защищают «духовные скрепы», «православную идентичность», КПРФ и перестала защищать права людей атеистических взглядов, более того, нередки были случаи исключения из партии атеистов.

Е.К: Связано ли свободомыслие в отношении религии с политическим свободомыслием (критикой власти)? Неверующий, по-Вашему, должен ли придерживаться коммунистических взглядов?

И.У: Что касается связи свободомыслия в отношении религии с политическими свободомыслием, то мы считаем, что это неразрывные вещи. Несмотря на то, что в 14 статье Конституции РФ четко прописано, что церковь и государство разделены, что Россия – светское государство, на деле мы видим симбиоз церкви и государства. Подобное антиконституционное явление и порождает репрессивные законы по типу так называемого «закона о защите чувств верующих». В то же время РПЦ является одним из главных механизмов манипуляции обществом в России.

В итоге церковь защищает государство, а государство, в свою очередь защищает церковь, и это негативно влияет на права и свободы граждан.

Нет, среди атеистов много носителей разных, иногда диаметрально противоположных политических взглядов.

Е.К: Возможен диалог с верующими? Нужен ли он для снятия напряжения в обществе?

И.У: Диалог с верующими нужен, но он должен быть равным.

Е.К: Какие качества Вы бы выделили у современного среднестатистического верующего человека?

И.У: Среди качеств верующих можно назвать нередко некритическое восприятие действительности, отсутствие гражданской активности. Однако есть много верующих, которые фактически выступают против вмешательства церкви в жизнь общества.

Е.К: Каковы, на Ваш взгляд, причины существования веры в Бога? Каково будущее религии?

И.У: Исходя из реалий сегодняшнего исторического момента, вера в бога более оправдана, чем наоборот. Обусловлено это все теми же животными страхами человека перед неизвестным и смертью. Однако постепенно, с развитием естественных наук, что собственно уже и происходит, потребность веры в так называемого бога отпадет. Мы считаем, что уже в этом столетии для всего прогрессивного человечества верующие люди станут некой диковинкой, которую можно будет заносить в «Красную книгу».

Е.К: Что такое свободомыслие? Могут ли верующие свободно мыслить? Атеизм – свободомыслие? Есть ли у него содержательно позитивная составляющая или это голое отрицание религии?

И.У: Верующие не могут свободно мыслить. Атеизм является свободомыслием и у него есть содержательно позитивная составляющая.

Е.К: Есть ли у атеизма будущее в России и в мире? Согласны ли Вы с мнением, что быть атеистом в России не только не модно, но и небезопасно?

И.У: Считаем, что совсем скоро быть атеистом станет модно. Но это действительно небезопасно, этот путь — для смелых и решительных людей.

Е.К: Как Вы относитесь к антирелигиозной и антиклерикальной деятельности Александра Невзорова? Может ли он стать «русским Докинзом» для наших соотечественников?

И.У: Многие члены нашей организации симпатизируют некоторым высказываниям Невзорова, однако его бэкграунд не позволяет серьезно влиять на общество, как мне кажется.

Е.К: Как Вы считаете, нужна ли городу программа «200 храмов»? Есть точка зрения, что храмы заполнены, поэтому строить новые храмы — реальная необходимость, а патриарх Кирилл убежден, что двухсот храмов будет недостаточно.

И.У: Считаем, что в каждом крупном городе России – явный переизбыток храмов в ущерб учреждениям культуры и образования.

Предыдущая статья
Евгений Лебедев: Последние события показали, что РПЦ ради своих целей идёт на конфликты с жителями и не прислушивается к ним
Следующая статья
Алексей Самыкин: Религиозное мировоззрение не может исчезнуть полностью даже под давлением пропаганды
15 49.0138 8.38624 1 1 4000 1 https://neverie.ru 300 0